Праздник 9 Мая — это праздник Великой Победы, которая останется навсегда в памяти любого русского человека! Великая Отечественная война явилась сложнейшим испытанием для народа нашей страны. Она оставила неизгладимый отпечаток в памяти испытавших её людей. Ни одну семью в нашей стране страшная война не обошла стороной, в каждой семье чтят память о тех, то не пожалел своей жизни ради мира, кто отважно сражался на фронте, кто поддерживал жизнь в тылу. В наших силах сделать так, чтобы подвиги наших прадедов помнило будущее поколение.
2020 год – юбилейный. Это год 75-ой годовщины со Дня Победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг. Создание данного проекта направлено на работу по воспитанию у молодежи чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение подростков к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75- летия Победы.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово-война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-86-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Поколение детей войны – это наши прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось воевать самим, во время Великой Отечественной войны им пришлось трудно. Их лучшие, детские годы пришлись на времена горя и лишений.
Современные дети даже не могут представить себе, каково расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов — таким запомнилось детство тем, кто рос на оккупированной фашистами территории. А те, кто жил в тылу, запомнились воздушная тревога, письма и «похоронки» с фронта. Многие дети тогда потеряли своих пап, а иногда даже мам и других близких людей на войне.
Во время войны почти все люди в нашей стране жили в бедности и лишениях. У многих снарядами и бомбами были разрушены дома. Многие дети тогда не знали, что такое игрушки. Девочки хранили как зеницу ока единственную истрепанную куклу, а мальчики играли гильзами от винтовок и снарядами, что не разорвались. От таких «игрушек» часто случалась беда.
Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Их нужно уважать, ведь война отобрала у них детство, им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.
Часто пишут и говорят, что поколение воевавших и тружеников тыла уходит и с их уходом эта война станет достоянием истории.
Это не так. Достоянием истории война станет только тогда, когда из жизни уйдут дети войны, те, кто сейчас старше 70 лет.
Даже тот, кто в войну был младенцем, страдал от нее, те же, кто постарше, помнят оккупацию или эвакуацию, голод, холод и бомбежки. Помнят и послевоенную жизнь на грани нищеты, вечно голодное детство в коммуналках и бараках. Cамое светлое время жизни - детство, согревающее воспоминаниями всю жизнь человека, было для большинства детей рождения 30-х и начала 40-х не по-детски тяжелым. Не легче и старость - сбережения отняли, а пенсия крошечная. Именно этим поколением построено все, что есть в стране: фабрики и заводы, электростанции, это поколение отправило человека в космос, да что там - всего и не перечислить.
Из беседы с учащимися выяснилось, что они имеют довольно поверхностные знания о Великой Отечественной войне. Но самое страшное – большинство из них не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 21 веке – Великой Отечественной войне.
Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. нашими ровесниками. О жизни этого поколения мы тоже почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села, осваивать целину и космос.
Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломится, не ожесточиться, стать достойными людьми? Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды.
Из воспоминаний Сацкевич: " Первая страница жизни у каждого человека – это детство, которое не у всех поколений было счастливым. У Николая Трофимовича Сацкевича, ветерана из с. Воскресенское, оно было трагическим.
Войной украденное детство.
Пройдут года. Мы станем стариками,
Падет на лоб волос седая прядь,
Но будем мы дрожащими руками
Страницы жизни прожитой, листать.
Первая страница жизни у каждого человека – это детство, которое не у всех поколений было счастливым. У Николая Трофимовича Сацкевича, ветерана из с. Воскресенское, оно было трагическим.
Родился он в Белоруссии, в Брестской области 17 августа 1937 года. Ему не исполнилось еще и четырех лет, когда началась Великая Отечественная война. Он со слезами на глазах вспоминает, как во время сенокоса объявили о начале войны, а уже через два часа появились немцы и заполыхали огнем дома. Под конвоем с собаками фашисты стали сгонять жителей на железнодорожный вокзал, который находился в четырех километрах. С отцом на телеге всей семьей, где было четверо детей, добрались до этой станции. Немцы подогнали товарный вагон и всех жителей через Брест отправили в Германию на принудительную работу. Место работы взрослым определяли хозяева. На вопрос: "А что могли там делать дети?" Николай Трофимович с болью отвечал, что они палками подталкивали на ленте тюки. Сопротивляющихся строго наказывали.
Назад на родину возвратились после их освобождения Красной Армией в 1945 году. Вместо дома увидели кучу золы и разбитые кирпичи. Все пришлось строить заново. Так война "украла" его детство, которое прошло в чужой стране.
В 1953 году окончил 7 классов, так как в школу пошел почти в 9 лет. После школы обучался в сельскохозяйственном училище, получил профессию тракториста и уехал в Павлодарскую область осваивать целинные земли. Три года он "поднимал" целину. Но пришло время выполнять конституционный долг – служить в армии. Так в 1959 году он попал в Ленинградский военный округ, где прослужил три с лишним года.
После демобилизации вернулся в родные Дубковичи Пинского района Брестской области к родителям.
Но жизнь на месте не стоит. Решил переехать в степной район Саратовской области – в Озинки, где продолжил работу по своей любимой профессии.
Однажды Николай Трофимович приехал в гости к родителям, а затем с матерью отправились навестить тетку. На вокзале совершенно случайно он увидел стройную красавицу и влюбился с первого взгляда, понял, что это его судьба. Вот так он и встретил любовь всей его жизни - свою Веру. Состоялось их первое знакомство. Девушка оказалась его землячкой из Брестской области. Между ними завязалась переписка. Затем Николай на своем "стальном коне" работал в Питерском районе, а Вера Яковлевна приехала на работу в Красный Кут. На вопрос о том, как попали в наше село, они с удовольствием вспоминают, что приехали по объявлению в газете директора совхоза Храмова о требующихся кадрах.
В июне 1966 года молодую пару с теплохода встретил водитель на УАЗике и привез в предоставленную им квартиру в 4-квартирном доме, и на нашей воскресенской земле Николай Трофимович и Вера Яковлевна зарегистрировали свой брак. Так и закрепились они в нашем селе навсегда.
Производству они отдали по 30 лет каждый. Николай Трофимович был все годы верен своей любимой профессии, работал в совхозе "Воскресенский", а Вера Яковлевна посвятила себя перерабатывающему сельскохозяйственному производству на молокозаводе.
В соответствии с Законом Федеративной Республики Германии Николай Трофимович получает дополнительно к пенсии выплаты из средств германского фонда "Память, ответственность и будущее" за пребывание на принудительных работах в Германии. Он имеет удостоверение, дающее право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
В семье выросли замечательные дети – дочь Галина и сын Юрий, которые поддерживают родителей в трудные минуты, особенно когда это связано с их здоровьем.
Они унаследовали от родителей семейные традиции, нравственные ценности: общительность и милосердие, уважение к людям и активную гражданскую позицию.
Николай Трофимович многие годы был членом Президиума районного Совета ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, а сын Юрий, как лидер общественного мнения, входит в состав Общественного Совета Воскресенского муниципального района. Галина является организатором встреч одноклассников и оказания материальной помощи нуждающимся.
У детей давно уже свои семьи. Они подарили родителям трех внуков: Дениса, Марину и Вадима (на снимке), которые радуют дедушку и бабушку своими успехами и целеустремленностью, активным участием в общественной жизни.
Родилась и еще одна молодая семья Сацкевичей – женился внук Вадим. И хотя его свадьба прошла уже по современному обычаю, хочется верить, что он пронесет по жизни все ценности семей Сацкевич (со стороны папы) и Хохловых (со стороны мамы). Он и в профессии пошел по стопам уважаемой в селе прабабушки Хохловой А.Г.
А мы, жители с. Воскресенское, вспоминаем его как прекрасного участника танцевальных сцен. Танцами он занимался и в ВУЗе, причем очень успешно.
Николай Трофимович и Вера Яковлевна очень рады, что у их детей и внуков было другое – счастливое детство. Они надеются, что больше никогда не будет войны, и у всех последующих поколений детство будет таким же – счастливым.
По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих сил. Они хлебнули горя полной чашей, ведь начало войны совпало для них с началом их жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито…
Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи. Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков - стали Героями Советского Союза. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным. Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым он был в Белоруссии.
В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и селах, становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.
Сыны полков – дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.
Федя Самодуров. Феде 14 лет, он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».
Ваня Козлов. Ване 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.
Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов.
Воспитанник 63-й гвардейской танковой бригады Анатолий Якушин за спасение жизни командира бригады получил орден Красной Звезды. Примеров героического поведения детей и подростков на фронте существует достаточно много…
Девочки тоже активно участвовали в подпольной и партизанской борьбе на оккупированной территории.
Пятнадцатилетняя Зина Портнова приехала из Ленинграда к родственникам в 1941 г. на летние каникулы в деревню Зуй Витебской области. Во время войны стала активным участником Обольской антифашистской подпольной молодёжной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Участвовала в других диверсиях, распространяла листовки среди населения, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, она была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 г. расстреляна в тюрьме г. Полоцка.
А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!
Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан. За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем – таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.
С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.
Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.
Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»
Можно много говорить о детях войны, о их детстве, которого не было. Можно привести ещё не один пример мужества наших маленьких сверстников, их трудной жизни. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что не только через 75 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А также о тех маленьких детях, кто нес на своих плечах непосильную ношу военных лет.
Список используемых ресурсов:
- Архив газеты «Наша жизнь»
- Интернет - ресурсы
|